Пензенский школьник увеличил производительность пчел научными методами
Наш герой – некогда ученик 11 класса школы № 77, а сегодня студент сельскохозяйственной Академии Артём Крылов всегда знал, чем будет заниматься в жизни. С детства его тянуло к сельскому хозяйству. И в 11-м классе Артём решил создать проект по улучшению медоносности пчел в усадьбе «Полеологовское».
Парень, что называется, попал в струю – именно тогда стартовал проект «Обучение через предпринимательство». Вместе со своим учителем Ольгой Слабжениновой они нашли очень эффективное применение знаниям школьного курса по биологии.
Больше меда!
Школа № 77 – городская, находится она в районе ГПЗ-24. Однако основной целью проекта стала усадьба «Полеологовская», находящаяся в селе Кропотово Бессоновского района. Дело в том, что в рамках сетевого взаимодействия школа сотрудничает с ПГСХА. Там они и «состыковались» с усадьбой. Предприимчивые школьники подхватили инициативу академии и вместе со своей администрацией наладили связь с руководством усадьбы и кропотовской школой, написали проект и теперь требуют от полеологовских пчел больше меда!
— Мы хотели улучшить медоносность пчел, ведь пчеловодство – выгодный бизнес, который приносит хорошую прибыль. И в Пензенской области отличные условия для разведения пчел, — начинает свой рассказ Артём. — А при помощи знаний можно сделать любой бизнес в три раза эффективнее. Я много сам интересовался и читал книги на эту тему. На факультативе по биологии вместе с нашим учителем мы изучали методы улучшения кормовой продуктивности.
Конечно, самое важное в этом деле для начинающего бизнесмена – практика. Артём хотел поскорее опробовать эти методы в усадьбе. И вскоре вместе со студентами Академии поехал в Кропотово. Уже на месте ребята изучили состав растений усадьбы.
— Главной целью наших исследований было улучшение кормовой базы. Для этого нужно разработать специальный медоносный конвейер, который приносил бы до 30-45 кг меда в год дополнительно. Это специальная кормовая база для пчел, состоящая из ряда растений, — продолжает Артем. — Изучив состав растений усадьбы, мы сразу нашли несколько недостатков. Во-первых, в некоторые периоды пчелам практически не был обеспечен медосбор – это были первая и третья декады мая, а также вторая и третья декады августа и весь сентябрь. Пчелы были вынуждены непродуктивно использовать уже собранный мед для своего роста и развития. Во-вторых, не соблюдалась технология выращивания пчелосемей, что приводило к раннему вымиранию пчел.
Лютики-цветочки
Однако школьники нашли решение проблем. Они подобрали список нужных растений и рассчитали количество каждого вида, необходимого для улучшения эффективности пчелиного бизнеса. Руководство ООО «Полеологовское» с удовольствием приняло советы ребят. Что и говорить – бизнес отнимает у хозяев все время, некогда даже оглянуться и подумать.
Согласно экономическим расчетам школьников нужно было сделать посевы вайды красильной, фацелии рябинколистной, донника однолетнего и эспарцета обыкновенного.
Эти меры должны были помочь продлить медоносный конвейер на 1,5 месяца и увеличить медообеспеченность на 6 800 кг: в ранневесенний период – на 600 кг, весенний и раннелетний – на 2 200 кг, а в позднелетний и осенний период – на 4 000 кг.
Дальше, как вы уже, наверное, догадались, Артём вместе со студентами отправился в Кропотово выполнять свои наполеоновские планы… И ведь выполнил!
Артём посчитал, что внедрение медоносного конвейера должно было увеличить медопродуктивность летной территории на 23,9% по сравнению с существующей.
Из этого количества пчелосемьям будет доступно 12 784 кг, на товарный мед останется 4 234 кг или 44,6 кг на 1 пчелосемью. Благодаря внедрению медоносного конвейера в ООО «Полеологовское» продуктивность одной пчелосемьи возрастает на 29,9 кг, выход товарного меда увеличивается на 2,84 тонны, себестоимость меда снижается на 14,8 тыс. руб., а рентабельность повышается на 73,8%! Разве не круто?
— Большую часть задуманного нам удалось реализовать, здесь нет ничего сверхъестественного, просто рациональный научный подход. Сеять траву я поехал уже по своей инициативе, чтобы проект не остался на бумаге, а был реализован. Меня поддержала школа и студенты Академии, и конечно же, руководство ООО «Полеологовское», — хвалится парень. — Такая практика была нужна для дальнейшего обучения в ВУЗе. Сегодня я так же занимаюсь изучением пчеловодства, думаю связать с этим свою жизнь. Не знаю, будет ли у меня своя усадьба или я все-таки буду заниматься наукой, но работа над проектом дала мне хороший импульс для того, чтобы найти дело на всю жизнь.
«Ребята сделали работу, до которой у нас не доходили руки»
Источник: ya-delovoy.ru— Получается как в притче: встретил однажды в лесу охотник дровосека. Дровосек из последних сил пытался срубить дерево затупившимся топором. Охотник предложил ему остановиться и наточить орудие. Но дровосек ответил, что у него совершенно нет на это времени, ведь ему нужно рубить дрова. Так же часто бывает и в бизнесе – много забот, а времени на то, чтобы изучить новые методы и технологии, да и вообще оглянуться на то, что ты делаешь, не хватает. В этом плане нам очень помог проект «Обучение через предпринимательство». Ребята сделали за нас ту работу, до которой у нас просто руки не доходили. И для себя они многое получили, ведь ни один учебник не научит тому, что узнали школьники, работая в усадьбе.
Владимир МУСАТОВ, директор ООО «Полеологовское»