Пути решения проблем в Российском пчеловодстве, 2020 год.

Получившийся документ не претендует на истину в последней инстанции. Удалось примерно очертить круг наших основных проблем. По большинству вопросов позиции у всех солидарны. Нехватка времени не позволила привести часть вопросов к общему знаменателю. Надеемся, в будущем, совместными усилиями получится найти решение и этих вопросов, и вопроса по завозу пакетов из Узбекистана. Этот вопрос остался не включенным в общий список проблем.

Перечень проблем:

  1. Отсутствие комплексной программы поддержки и развития пчеловодства, как отрасли сельского хозяйства России.
  2. Бесконтрольные обработки пестицидами, отсутствие эффективных систем оповещения. Организация системы взаимодействия производителей продукции пчеловодства с другими сельхоз товаропроизводителями(растениеводство, животноводство).
  3. Отсутствие лабораторий
    • по определению современных отравляющих веществ,
    • по анализу меда на уровне мировых стандартов для отправки меда на экспорт.
  4. Проблема сохранения медоносной базы, в первую очередь липовых лесов.
  5. Сохранение аборигенной пчелы и упорядочение работы с завозными породами пчел.
  6. Пропаганда продуктов пчеловодства и здорового образа жизни.
  7. Борьба с фальсификатом, его изготовителями и распространителями.
  8. Проблема регистрации пчел (чипизации).
  9. Проблема подготовки кадров.
  10. Проблема с инициативами и нормативными актами, вредящими пчеловодству.
  11. Что мы сами можем и должны сделать?

1. Отсутствие комплексной программы поддержки и развития пчеловодства, как отрасли сельского хозяйства России.


Пчеловодство в России, как отрасль, к настоящему времени оказалось на положении пасынка. Зарубежный опыт предполагает совершенно иной подход. Пчеловодство – занимает не последнии позиции в структуре доходов от сельского хозяйства. Дополнительный доход получаемый от пчелоопыления в 15 раз превышает стоимость продукции самого пчеловодства.

К примеру, в США, только на миндале потери доходов от отсутствия опыления пчелами составляют миллиарды долларов.

В Сербии каждому пчеловоду ежегодно выплачивается около 7 евро за улей. Эта небольшая страна может позволить себе такое. Насколько это обременительно для бюджета? В результате пасечники сами стараются поставить на учет каждую пчелосемью. Сейчас Сербия — страна с самой высокой численностью пчелосемей на кв. км. в Европе.

В Украине при Ющенко тоже ввели такой порядок. На сегодняшний день Украина — один из крупнейших экспортеров меда.

Сейчас развернута кампания по чипизации пчел. Например, в Литве, Чехии нет надобности в этом. Пчеловоды сами заинтересованы в регистрации пасек, так как бесплатно обеспечиваются ветпрепаратами, и безакцизным топливом в соответствии с количеством пчелосемей. Причем государство имеет данные о количестве пчелосемей не от переписи до переписи, а ежегодно. Дополнительным стимулом к легализации пасек может стать гарантированная государством закупка меда в количестве, пропорциональном количеству зарегистрированных пчелосемей.

В Сербии пасечнику возвращают половину стоимости купленного оборудования. В результате Сербия по ассортименту и количеству производимого современного пчеловодного оборудования впереди всей Европы.

Много говорится о необходимости сохранения среднерусской пчелы. Генофонд темной лесной пчелы — бесценное достояние России! Предлагаем возвращать пчеловоду половину стоимости племенного материала, купленного у селекционеров наших, аборигенных пчел — Дальневосточной, среднерусской пород. Такая программа, программа рефундирования, действует в Польше. В результате Польша — мировой лидер по производству племенного материала.

Предлагаемые меры дадут мощный толчок развитию отечественного пчеловодства:

  • Ежегодная выплата за каждую пчелосемью.
  • Возврат половины стоимости купленного оборудования.
  • Возврат половины стоимости племматериала, купленного у селекционеров российских аборигенных пород пчел.

Кроме мер экономического стимулирования, важна поддержка таких мер, как:

  • Остановка безудержного роста промышленного производства фальсификатов меда.
  • Разработка и поддержка программ сохранения липовых лесов, как основу экспортного потенциала России по меду.
  • Создание программ, стимулирующих научно-исследовательскую и образовательную работу в пчеловодстве.

Кроме того, пчеловодство – неотъемлемая часть сельского хозяйства РФ, а потому предлагаем.

  • распределение государственной поддержки в виде предоставления субсидий и грантов пчеловодным хозяйствам и другим сельскохозяйственным производителям осуществлять на равных условиях, а не по остаточному принципу. Включить пчеловодство и в программу «семейная ферма»

2. Бесконтрольные обработки пестицидами, отсутствие эффективных систем оповещения. Организация системы взаимодействия производителей продукции пчеловодства с другими сельхоз товаропроизводителями(растениеводство, животноводство).


Многие аграрии не знают, насколько токсичны применяемые ими препараты. Например, в сравнении с запрещенным ДДТ:

Пестицид/ Токсичность в сравнении с ДДТ

  • ДДТ/ 1
  • Матиокарб/ 117
  • Тиаметоксам/ 5400
  • Клотианидин/ 6750
  • Имидаклоприд/ 7297

Это неоникотиноиды. После запрета два года назад на их применение в Европе, рынок сбыта переместился в другие страны, в том числе в Россию. Опасны тем, что не распадаются годами и накапливаются в почве и живых организмах. На фоне применения неоникотиноидов у пчел резко снижается резистентность к прочим негативным воздействиям, включая воздействие других пестицидов. На сайте РОИ (российская общественная инициатива) мы разместили петицию по голосованию за запрет неоникотиноидов в России — https://www.roi.ru/57603/. Уже собрано больше 4000 голосов. Рано или поздно в России они будут запрещены, как и в Европе.

Чистая почва, как и чистая вода — стратегический ресурс России! Может не стоит ждать год до окончания голосования по петиции, а рассмотреть вопрос о запрете неоникотиноидов уже сейчас? Потом может быть уже поздно…

Кроме неоникотиноидов в ЕС в 2017 году запрещен фипронил, и, как следствие, стал доступнее в России. Этот препарат — виновник большинства случаев потрав 2019 года в России. Многие препараты обладают кумулятивным действием и последствия проявляются не сразу. Даже микродозы негативно влияют на окружающую среду, животных и человека. Это сильнейшие яды. В состав некоторых входят боевые отравляющие вещества. В настоящее же время сложилась ситуация, когда средства защиты растений используются бесконтрольно, без соблюдения инструкций и санитарных норм. Природоохранные и правоохранительные органы бездействуют. Если и случается найти виновных, то они отделываются незначительными штрафами. Никто не замечает, что гибнут дикие животные, птицы, насекомые. Пчелы – индикаторы этой катастрофы. Нарушение правил применения пестицидов – опасное преступление против человека и всего живого, и должно наказываться соответствующим образом.

Для безопасности окружающей среды и здоровья человека очень важно, чтобы в сельском хозяйстве применяли только проверенные вещества с установленными нормами расхода и правилами использования.

По закону, чтобы продавать пестициды I и II классов опасности, нужно иметь специальную профессиональную подготовку.

В остальном торговля пестицидами в нашей стране никак не ограничивается. Граждане и юридические лица имеют право свободно покупать или продавать разрешенные к применению пестициды и агрохимикаты. Такая свобода в обращении с опасными для здоровья людей веществами чревата огромным количеством проблем, одна из которых — распространение фальсификата.

Президент России в мае прошлого года, говоря о перспективах Российского экспорта сельхозпродукции, отметил, что поставки чистой продукции – конкурентное преимущество России. При нынешних темпах прироста использования химикатов, Россия в короткий срок потеряет это преимущество.

Мало того, что в погоне за сиюминутной прибылью горе-аграрии убивают почвенные микроорганизмы – основу плодородия. Они убивают собственную конкурентоспособность. Почему нельзя подумать на шаг вперед? Что останется самим сельхозтоваропроизводителям? Что останется нашим потомкам? Прибыль, полученная сегодня, завтра обесценится неподъемными суммами на восстановление плодородия почвы.

По химпотравам.

Ни в одном регионе нет функционирующей системы оповещения. Создание сайтов и региональных интернет-площадок — дело нужное, но пока не отлаженное и нигде не работает. Сколько времени понадобится для создания? Год, два…? Будут ли созданы эти базы данных? Однако трактора уже вышли в поле…

В качестве быстрореализуемой и рабочей системы оповещения можно привести систему, работающую в Ульяновской области на основе сообщества в Вайбере. Система работает и показала свою эффективность. Технически просто реализуется, дело одного часа. Сложнее решить организационные вопросы, договориться об участии с фермерами и пчеловодами, администрацией. Но эти вопросы необходимо решать и при создании любой системы оповещения. В пределах административного района это сделать проще, быстрее и эффективнее. К тому же порайонный список участников может стать основой базы данных региональной и общероссийской систем.

Предлагаем:

  • наладить эффективный контроль за оборотом агрохимии
  • повысить штраф за нарушение правил обработки посевов до 5 млн. рублей
  • ввести запрет на использование неоникотиноидов в России.
  • ограничить оборот в стране пестицидов 1 и 2 классов опасности.
  • обеспечить возможность использования биологических средств для защиты растений.
  • изыскать возможность поддержки растениеводов, применяющих органическое земледелие.
  • Рассмотреть вопрос оперативного создания систем оповещения в рамках административного района на основе интернет-мессенджеров.

3. Отсутствие лабораторий


Массовые отравления пчел в 2019 вскрыли еще одну серьезную проблему. В России практически отсутствуют лаборатории, имеющие возможность определять наличие в исследуемых образцах остатки современных пестицидов. У подавляющего большинства лабораторий нет соответствующих методик, оборудования, расходных материалов. Это не дает возможности определить виновных и оценить масштабы экологической катастрофы, происходящей вследствие бесконтрольного применения отравляющих веществ. Кроме того, возникает опасность превышения ПДК по этим веществам в продовольствии, собранном с полей, обработанных такими ядами. Необходимы более строгие меры защиты для пчел и других опылителей и окружающей среды в России. Оценить влияние пестицидов на всех опылителей, включая острую и хроническую токсичность возможно только при надлежащем оснащении лабораторий по исследованию и испытанию пестицидов, что требует немедленного и комплексного подхода, иначе ставится под угрозу выживание всех опылителей в России.

Также нет лабораторий, имеющих возможность проводить полный анализ меда на соответствие требованиям мировых стандартов. Что может стать препятствием для наращивания Россией экспорта меда.

Предлагаем

  • создать для аграриев систему обязательного страхования рисков от потрав. При этом часть страхового фонда передавать для дооснащения лабораторий.
  • провести дооснащение лабораторий занимающихся анализом продуктов пчеловодства за счет таможенной пошлины на импортный мед.

4. Проблема сохранения медоносной базы, в первую очередь липовых лесов


Необходимо вмешательство государства на федеральном уровне.

На Кузбассе под уникальной реликтовой рощей, единственной от Урала до Дальнего Востока нашли запасы золота. Роща уже сейчас особо охраняемый объект. Любая деятельность на её территории запрещена законом. Бизнес, используя федеральное министерство природы, перешагивает через районные власти, и ведёт проектные работы по добыче месторождения открытым способом. Мало им угольных разрезов. Могли бы сделать подземные разработки через рудники и шахты, но мамона превыше всего. Ледник не смог уничтожить реликтовый лес. Его хотят уничтожить шагающие экскаваторы. Мёд с этих мест возили через всю страну за 4 тысячи км на лошадях к царскому столу. В 2019 году на Апимондии в Канадском Монреале, он завоевал серебряную медаль на всемирном конкурсе мёда.

Экономическая эффективность липы как медоноса во много раз превышает эффективность использования любого дерева как источника деловой древесины. Несложные расчеты: одно хвойное дерево, как деловая древесина дает эффект от 5 до 20 тысяч рублей. А одна липа как медонос, дающая в среднем 16 килограммов высококачественного меда в год, (а мы знаем, что столетняя липа одна может дать флягу меда) в течение своей жизни дает возможность получить только за счет меда 700-800 тысяч рублей.  Это значит, что экономическая эффективность липы более чем в 40 – 50 раз выше эффективности хвойного дерева. 

Существующие догматические правила использования липы как древесины аналогичны тому, как если бы хлебороб собирал не зерно, а солому.

Например, в Башкортостане липа -это основной медонос. Именно благодаря ей весь мир знает, что такое башкирский мед.

Все сказанное относится не только к Башкирии, но и к другим регионам – Волго-Вятскому, Алтаю, и самому «липовому» региону России – Приморью.

Целевые показатели Национальных проектов требуют от сельхозпроизводителей увеличения экспорта продукции к 2024 г. в 2 раза по сравнению с нынешними. Преимущество российского пчеловодства – наличие пока большой площади естественных лесов, с которых пчеловоды собирают натуральную, не загрязненную сельхозхимией и выбросами вредных веществ, продукцию. В некоторых регионах страны – Приморский край, юг Хабаровского края, Еврейская автономная область, доля мёда, собираемого в тайге, доходит до 95 % от общего сбора. Из них 80 % — это мед с эндемичных видов липы – липы Таке, Амурской и Маньчжурской. Данные меда отличают монофлерность (при этом содержание пыльцевых зерен липы доходит до 80 %), отсутствие остаточных веществ пестицидов и гербицидов, что придает им большую экспортную привлекательность.

Это отлично понимали и во времена СССР, и даже в эпоху 90-х. Однако, с введением нового Лесного кодекса в 2007 г., ситуация кардинальным образом поменялась и на данный момент вырубка липы приобрела угрожающие масштабы. При этом стоит учесть, что лес – достояние всей нации!! Но, на данный момент, как бы это не звучало парадоксально, для государства подобные вырубки леса, и липы в том числе, убыточны – доход от аренды лесов для заготовки древесины ниже, чем расходы на содержание аппарата Рослесхоза и региональных органов управления лесного хозяйства. Особое внимание стоит обратить на то, что большой процент конечных бенефициаров лесозаготовительных предприятий составляют иностранные граждане. Например, в Приморском крае они составляют более 50 %. При всем уважении к нероссийским коммерсантам, мы не строим иллюзий – их в меньшей степени интересует сохранность наших лесов для наших детей.

Предлагаем:

  • Учитывая особую ценность липы как основы медоносной базы для территории юга Дальнего Востока, большое социально-экономическое значение пчеловодства для населения этой территории, варварское уничтожение липы в последнее время – внести липу Таке, липу Амурскую, липу Маньчжурскую в «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается», утверждаемый Приказом руководителя Рослесхоза РФ.  Данное предложение проработано экспертами, научным сообществом, поддерживается Губернатором Приморского края О.Кожемяко, руководителями субъектов ДВ региона страны.

Мы не получили эту планету от родителей, а взяли её взаймы у своих детей!

Предлагаем

  • внести в разрабатываемую сейчас новую редакцию Лесного Кодекса, положение о зонах активного пчеловодства с особыми условиями рубки липы.
  • разработать государственную программу защиты липняков и восстановления в десятилетний срок всех площадей, исторически (100-120 лет назад) занятых липовыми лесами.

5.Сохранение аборигенной пчелы и упорядочение работы с завозными породами пчел.


Чистопородное разведение и селекция — основа животноводства и пчеловодства в том числе. Кроме того, генофонд аборигенных пчел, это бесценное достояние России и сохранение его — задача государственной важности.

Какие видятся основные проблемы:

  1. Невысокая привлекательность среднерусской пчелы для использования на пасеках (в основном, из-за агрессивности).
  2. Отсутствие эффективной системы селекции. Как пример — система BLUP. Нужно что-то подобное создавать в России.
  3. Сохранение генофонда российских аборигенных пчел.
  4. Отсутствие территорий с однородным породным фоном.
  5. Отсутствие в реестре разрешенных пород Карники. Хотя, по сути, разрешенная Карпатка — линия Карники… На сегодняшний день де-факто Карника – одна из основных пород, используемых на российских пасеках, хотя формально не разрешена.
  6. Неконтролируемый завоз пчел неизвестного происхождения

Пути решения этих проблем:

  1. снижение агрессивности путем селекции на миролюбие. Также есть факты, свидетельствующие о том, что агрессию проявляют гибриды. У чистопородной темной лесной пчелы вполне приемлемая реакция.
  2. внедрение аналога BLUP в России. Например, на базе RACAMM.
  3. применение мер административной и финансовой поддержки организаций, занимающихся разведением и селекцией российских аборигенных пород пчел.
  4. создание программы востановления, развития и поддержки  пчелопитомников с государственным и региональным  финансированием в каждом регионе .
    • выделение земельных участков на землях лесного фонда и сельхозназначения под племенные пасеки.
    • создание заповедников, заказников с недопущением завоза на их территорию пчел других пород.
  5. внесение Карники в реестр.

6. Пропаганда продуктов пчеловодства и здорового образа жизни.


О пользе меда и пчелопродуктов для здоровья человека известно с древних времен. Среди пчеловодов большой процент долгожителей. Люди, регулярно употребляющие мед, меньше болеют. Например, заболеваемость, при системном приеме меда детьми и молодежью, в пиковый период ОРВИ,снижается от 5 до 50 %. Это невыгодно производителям лекарств. Фармацевтическое лобби всячески старается опорочить мед. Как пример – передача «Жить здорово!» с Е.Малышевой. Такое положение недопустимо, и препятствует оздоровлению нации. Этому можно противопоставить рекламу здорового образа жизни, питания и употребления продуктов пчеловодства.

Предлагаем

  • рассмотреть вопрос включения меда в рацион школьников по примеру Израиля, Японии, Германии.
  • оказывать поддержку проектам, прививающим населению традиции употребления меда. Как пример, проект «Вкус детства»

Серьезную угрозу развитию пчеловодства несет массовая фальсификация меда и продуктов пчеловодства. По оценкам экспертов, в том числе международных и Апимондии, фальсификат отнимает больше половины рынка натурального меда. Доля суррогата продолжает увеличиваться. Его производство поставлено на промышленную основу. Ежегодно в России только на одной из таких фабрик производятся тысячи тонн фальсификата. Оптовый рынок и ниша в торговых сетях монополизированы. Для конечного покупателя этот продукт представляется, как мед, причем, как мед с исключительными целебными свойствами. На самом деле это продукты на основе искусственных подсластителей, ароматизаторов и красителей с очень низкой себестоимостью. Мало того, что фальсификат вытесняет мед с рынка, он вдобавок дискредитирует натуральный мед. Низкая себестоимость фальсификата создает неравные условия для производителей реальной продукции пчеловодства.


7. Борьба с фальсификатом, его изготовителями и распространителями.


Предлагаем:

  • рассмотреть вопрос на госсовете с целью принятия экстренных мер, так как подрывает основы продовольственной безопасности, особенно в ее новой редакции с акцентом на экспорт.
  • наладить взаимодействие надзорных и правоохранительных органов для недопущения распространения суррогатов,т.к. проблема, кроме всего прочего, затрагивает интересы и здоровье миллионов граждан.

8. Проблема регистрации пчел (чипизации).


Действующими Ветеринарными правилами предусмотрено при регистрации пасеки получение ветеринарного паспорта. Это предельно информативный документ, который содержит все необходимые сведения: число пчелиных семей, породный состав, санитарное состояние и другие. В связи с повсеместным внедрением электронных форм учета следует создать электронный вариант ветеринарного паспорта пасеки, соотносящийся с бумажным документом, или предусмотреть оснащение бумажного паспорта пасеки уникальным кодом, либо электронным чипом, позволяющими оперативно идентифицировать данное хозяйство. Для электронной регистрации и отслеживания перемещений уже существует система ветеринарного учета «Меркурий». Есть положительный опыт Хабаровского края, где пчеловоды используют электронные похозяйственные книги.

Пасека обладает гибкой структурой, которую пчеловод в течениисезона меняет, исходя из своих целей. Оснащение каждого улья на пасеке электронным чипом не имеет никакого смысла и противоречит использованию многих технологий пчеловодства, так как улей является лишь тарой для постоянного или временного размещения пчел.

Предлагаем

  1. Проводить идентификацию пчел посредством присвоения чипа отдельнойкочевой и (или) стационарной пасеке.
  2. Рекомендовать изучение и внедрение опыта хабаровчан по по учету с/х животных в виде электронной похозяйственной книги.

9. Проблема подготовки кадров.


Более 50% пчеловодов в России старше 45 лет, еще около 30% в возрасте 35–45 лет. Пчеловодство остро нуждается в молодых специалистах, но многие учебные заведения времен СССР, готовившие кадры для отрасли, не функционируют. У молодого поколения должна быть возможность получить полноценное, структурированное образование. В регионах уже начинают возрождать отделения пчеловодства в учебных заведениях. Необходима комплексная государственная программа подготовки специалистов по пчеловодству.

Предлагаем:

  • Предусмотреть создание бюджетных учебных мест по специальности «Пчеловодство» на всех уровнях профессионального образования; выделить дополнительные средства для организации учебных пасек и курсов по переподготовке и повышению квалификации;
  • Пересмотреть образовательные программы с учетом современных технологий;
  • На базе аграрных учебных заведений и центров компетенции организовать краткосрочные курсы с привлечением к преподаванию пчеловодов-практиков;
  • Сформировать госзаказ на получение научного обоснования пользы продуктов пчеловодства для всех возрастных групп населения;
  • Наладить отправку в страны с развитым пчеловодством организованных групп молодых пчеловодов для обучения и освоения новейших достижений;
  • Поддержать грантами социально значимые проекты, направленные на популяризацию пчеловодства и просвещение (например, «Пчела и дети за жизнь на планете», «Сохраним пчелу — сохраним планету», «Вкус меда», «Мед — ветеранам» и другие).

10. Проблема с инициативами и нормативными актами, вредящими пчеловодству.


Некоторые существующие требования и проявляемые инициативы не приносят пользу пчеловодству, но могут вызвать проблемы.

а) Уже неоднократно поступали предложения о пересмотре Ветеринарных правил содержания пчел, принятых в 2016 г. Тщательно проанализировав содержание, пчеловоды совместно с учеными и юристами пришли к однозначному выводу, что Ветеринарные правила необходимо привести к соответствию ориентирам, обозначенным в их заглавии. Проект изменений Ветеринарных правил и комментарии прилагаются.

б) Основополагающим документом по отравлениям является «Инструкция по профилактике отравления пчел пестицидами от 14 июня 1989 года». В пункте 3.2.4., которой указано: «Категорически запрещается обработка пестицидами энтомофильных сельскохозяйственных растений и растительности в лесополосах в период их цветения вокруг обрабатываемых полей», но есть оговорка: «Обработки проводят только при наличии соответствующих показаний с применением наземного малообъемного опрыскивания при скорости ветра менее 5 м/с и расходом препарата строго по нормам». Необходимо безоговорочно запретить обработки во время цветения, как это сделано, например, в ЕС, чтобы исключить массовые отравления пчел. В 2019 г. подавляющее большинство потрав в Мордовии, Татарстане, Башкортостане, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Пензенской, Тамбовской областях и других регионах России произошли при обработке цветущих культур. Это обяжет аграриев более ответственно применять ядохимикаты.

Предлагаем

Фразу: «Обработки проводят только при наличии соответствующих показаний с применением наземного малообъемного опрыскивания при скорости ветра менее 5 м/с и расходом препарата строго по нормам» из «Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами от 14 июня 1989 года» убрать.

в) Поддерживаем предложение от РОО «Пчеловоды Башкортостана» к Курултаю Башкортостана:

Внести изменения в САНПИН 1.2.2584-10.

Пункт 8.1 Обработки с использованием вентиляторных и штанговых тракторных опрыскивателей должны проводиться в ранние утренние или вечерние часы при скорости ветра не более 4 м/с, относительной влажности воздуха не менее 40 и не более 80 % и при температуре воздуха, указанной в рекомендациях по применению конкретных препаратов.

Заменить на:

Обработки с использованием вентиляторных и штанговых тракторных опрыскивателей должны проводиться в поздние вечерние часы или ночью при скорости ветра не более 4 м/с, относительной влажности воздуха не менее 40 и не более 80 % и при температуре воздуха, указанной в рекомендациях по применению конкретных препаратов.

Внести изменения в КоАП РФ Статья 6.3 За нарушения САНПИН 1.2.2584-10 Пункты: 8.1 9.10 , 9.11, В части ужесточение штрафов минимальный штраф для юридических лиц от 100 тысяч рублей до 1мл.рублей. С правом конфискации летательного средства.

в) С.Д.Тастан от лица пчеловодов выдвигает инициативу — составление кочевых карт, — которая может нанести вред пчеловодству. Пчеловодам, хотя они и так согласовывают места кочевок с владельцами земельных участков, придется еще получать согласование от администрации соответствующего муниципального образования, а это — долгий процесс и питательная среда для коррупции. Такая процедура ничем не улучшит деятельность сельхозпроизводителей, при этом не позволит пчеловоду действовать оперативно при резком изменении условий. Например, при ухудшении погоды или возникновении риска отравления пчел он не сможет переехать, пока не оформит все дополнительные документы. В разгар сезона это может лишить возможности полноценно заниматься кочевым пчеловодством, а также выполнять плановые мероприятия. Существующие на данный момент инструменты, определенные соответствующими НПА, практически полностью регламентируют кочевку пасеки. Установление дополнительных требований приводит к излишней бюрократизации процесса,несёт в себе коррупционную составляющую положительного эффекта иметь не будет.

Предлагаем

  • Размещение пасеки (геолокацию) отражать в уведомительном порядке при заключении соглашения (договора) с собственником земли, а от внедрения кочевых карт отказаться.

11. Что мы сами можем и должны сделать?


Круг проблем обозначен. Предложены варианты решения.

Понятно, что государство должно поддерживать отрасль.

А что мы сами можем и должны сделать?

Ведь, прежде чем что-то требовать от других, надо быть, в первую голову требовательным к себе!

Надо понимать, что никакой добрый дядя не сделает за нас то, что должны сделать мы сами. А можем мы многое! И у многих получается! Какие это направления?

  • Участие в социальных проектах.
  • Воспитание у подрастающего поколения любви к пчелам, природе.
  • Организация обмена опытом и образовательные мероприятия.
  • Организация выставок последних достижений, новейшего оборудования. Хотя бы раз в год общероссийского уровня, с привлечением и зарубежных фирм. Например, в рамках общероссийских конференций пчеловодов.
  • Распространение и тиражирование законных методов и способов борьбы с медовым фальсификатом и недобросовестными комерсантами.
  • Воспитывать  у пчеловодов способность работать в правовом поле.
  • Информационно-консультационная поддержка пчеловодов.
  • Организация акций в помощь лесхозам и озеленителям по посадке саженцев липы и акации с привлечением пчеловодов и общественности.
  • Восстановление рабочих мест и поддержка вымирающих населенных пунктов.
  • Развитие агротуризма, апитерапии.

И в завершение.

Большую озабоченность вызывает отсутствие на федеральном уровне структуры, консолидирующей всех пчеловодов и все пчеловодные организации России, при этом существует множество организаций и отдельных лиц, стремящихся присвоить себе право представлять российское пчеловодство. Однако даже наиболее легитимный и представительный совет ВОКСПч этим правом не обладает. Решить эту проблему можно с помощью Всероссийской конференции пчеловодов с участием максимально возможного числа организаций при поддержке и курировании Министерства сельского хозяйства России. Ее целью должно стать создание и наделение полномочиями органа, объединяющего на федеральном уровне всех пчеловодов и пчеловодные организации.

Прокрутить наверх