Очередной выпуск программы «Итожа» ее автор и ведущий Михаил Гундарин посвятил алтайскому меду.
«Алтайский мед был и остается известнейшим нашим продуктом — своего рода символом Алтая. Но сегодня доброе имя этого символического продукта, как и рынок его сбыта — под угрозой. Об этом и поговорим», — говорит во вступлении ведущий.
В Барнауле прошел представительный съезд пчеловодов России, на котором было принято решение о создании Национальной ассоциации пчеловодов. Главным направлением деятельности этой организации, куда вошли представители 22-х регионов страны должна стать защита внутреннего российского рынка меда. Как от недобросовестной конкуренции извне, так и от некачественных продуктов отечественного производства.
«Вот говорят, что наша страна обладает традиционной культурой потребления меда. Это верно только с той точки зрения, что мед для жителей страны — продукт известный и любимый. Но на рынке это сказывается мало. По потреблению меда на душу населения мы далеко не в лидерах. Более того, Россия сегодня закупает из-за рубежа меда несоизмеримо больше, чем продает. И нет надежды, что ситуация коренным образом изменится. Так что о каком-либо первенстве на мировом рынке говорить не приходится. Но и в общероссийском масштабе алтайский мед выглядит не блестяще», — отмечает ведущий программы «Итожа».
По оценке специалистов, Алтай обладает хорошими условиями для развития пчеловодства. Речь идет прежде всего об огромных посевах медоносных культур. Количество пчелосемей на Алтае в последние годы увеличивается, однако отрасль отстает от российских лидеров.
Губернатор Александр Карлин:
— АК занимает по производству товарного меда 4 место в стране. Это нас совершенно не устраивает. Мы считаем, что на пьедестале почета в этом смысле должна быть самая высокая ступенька пошире раздвинута — и там должно быть 2 главных победителя — Алтай и Башкортостан.
«С дешевым китайским медом, текущим к нам в огромных количествах, справиться прямо скажем, пока нереально. Вступление во Всемирную торговую организацию делает эту задачу еще сложнее. Тут, конечно, можно добиваться от правительства заградительных пошлин на ввоз чужого меда. Но не думаю, что это удастся сделать быстро — прямо скажем, желающих защитить таким образом свои отрасли в аграрной сфере видимо-невидимо. И мед здесь не в фаворитах. Значит, надо бороться. Брать потребителя качеством. Однако этому мешают «предатели» в отечественных медовых рядах», — отмечает Михаил Гундарин.
Главной проблемой отечественной медовой отрасли следует признать засилье некачественного меда, а то и просто фальсифицированного продукта. Торговые сети охотно берут такой, более дешевый товар. Настоящий мед, в том числе и алтайский, по ценам оказывается неконкурентоспособным. Вдобавок ко всему эту известную марку часто подделывают.
Сергей Тастан, председатель союза пчеловодов АК:
— Пишут на банке «Собрано на Алтае. Разнотравье луговое» — эти слоганы сразу относят к меду. На самом деле, это простой медовый продукт, в составе которого глюкозно-фруктозный сироп — это не собрано на Алтае, в нем патока крахмальная, лимонная кислота.
«Тут как раз необходимо объединение усилий и пчеловодов страны, и поддержка властей, в том числе региональных. Особенно — в тех регионах (к которым относится и наш край), чей мед популярен на рынках страны. Необходимо вводить нечто вроде «Медового регламента», что позволит писать на банках или натральный мед, или, к примеру, медовый продукт — рангом пониже. Некоторое время назад подобный регламент был введен в отношении молочной продукции. Маркером качества для потребителей может стать и сам факт членства в Национальной ассоциации пчеловодов», — считает Михаил Гундарин.
Сергей Тастан:
— Одно из условий приема и исключения — это фальсифицированная продукция. Мы будем категорически ряды свои проверять, отсеивать, не будет недостойных.
Итожа, замечу. Мне кажется, что, говоря о защите алтайского медового бизнеса и самого алтайского меда, мы говорим не просто о частных случаях на продовольственном рынке. Речь идет о продовольственной безопасности нашего региона. А значит, и меры по ее защите должны приниматься всерьез, — резюмирует автор программы «Итожа».
Источник: amic.ru