Опубликовано: 27 Фев 2013 | Просмотров: 1 934.

Проблемы пчеловодства в Белоруссии

Государственный Флаг Республики Беларусь
Государственный Флаг Республики Беларусь

Сергей МЫТЬКО, заместитель председателя правления Республиканского общественного объединения «Белорусские пчеловоды».

«Мед, воск, прополис, перга, маточное молочко. Этот ассоциативный ряд продуктов пчеловодства — далеко не главная его ценность. Опыление. Вот ради чего во многих странах мира государство поддерживает пасеки. Пчелы участвуют в восстановлении деградирующих видов растений, совершенствуют их генофонд естественным путем и повышают урожайность. Гречихи, скажем, — на 40 — 45 процентов, подсолнуха — на 20 — 30, клевера — на 70 процентов, плодов и ягод — наполовину. Стоимость этих дополнительных тонн продовольствия в несколько раз превосходит цену прямых продуктов пасек.
Поэтому в США, к примеру, работу пчел на полях сельхозкультур оплачивают. В Польше пчеловодам, имеющим как минимум 20 пчелосемей, возмещаются значительная часть стоимости купленного инвентаря и затраты на восстановление пасеки после зимовки. И местные пасечники считают это недостаточным. В прошлом году они потребовали от правительства выделения средств на разработку методики оценки эффективности опыления с последующей выплатой вознаграждения. В петиции к руководству страны выдвинуто требование господдержки начинающих пчеловодов.
У нас положение пчеловодов более чем скромное. Все необходимое — ульи, отводки, маток, вощину, препараты для лечения пчел, спецодежду, инвентарь и оборудование — отечественные энтузиасты покупают за свой счет. Им не только никто не платит за опыление полей, но и порой требуют плату за то, что привез ульи к гречишному полю или даже в лес. Три года в Министерстве сельского хозяйства лежит проект Программы развития пчеловодства, где прописаны определенные стимулы для отрасли. Но пока основной доход белорусскому пчеловоду дает мед. И тут нарисовались проблемы.
В последние годы ценный продукт к нам активно везут из России, Украины и даже из Китая, зачастую выдавая за «мед родной земли». Безусловно, конкуренция — дело хорошее. И покупатель вправе выбирать. Но законы экономики неумолимы. Большое предложение ходового товара сказалось на ценах. Конечно, те, кто уже посвятил пчелам жизнь, не бросят любимое занятие из–за денег. Но в целом отсутствие заинтересованности может привести к снижению количества пчелосемей. А ведь заграничные пчелы не прилетят опылять наши поля, сады, луга и леса.»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх