Александр Гребенюк: «Разговоров о переводе медовухи в разряд сельхозпродукции много, а результата пока нет»
Руководитель алтайской группы компаний «Медоведов» Александр Гребенюк рассказал сайту altapress.ru о том, с какими проблемами сталкиваются российские производители медовухи – повышение акцизов, ограничение объема пластиковой тары, конкуренция со стороны недобросовестных производителей псевдо-медовухи.
О ПЭТ и ограничениях на объем
— Наша компания была готова к такому повороту событий еще два года назад. Уже тогда было понятно, что запрет может коснуться пластиковых бутылок литрового объема и даже меньше. В 2015 году нами специально была разработана новая тара вместимостью 750 миллилитров. В нынешнем году мы пошли дальше и выпустили свой напиток в стеклянной бутылке объемом пол-литра. В дальнейшем планируем этот формат развивать.
— Я общаюсь с руководителями пивоваренных заводов, и мы сходимся во мнении, что нынешний запрет только создаст производителям неудобства, а люди как пили, так и будут пить. У предприятий увеличится оборот пластиковой тары, соответственно, вырастет количество выбрасываемых бутылок. Я понимаю, если бы в крае работали мощные заводы по переработке пластика, но их ведь нет.
Об акцизах на медовуху
— С 1 января 2017 году акцизы на медовуху были увеличены с 9 до 21 рубля за литр. За счет товарных запасов нам удалось продержать отпускную цену до марта. Дальше стоимость продукции пошла вверх, подорожание составило примерно 15-20%. И это моментально отразилось на клиентской базе. Наши партнеры начали искать на замену более дешевый продукт, и не важно, из чего он сделан. Конечно, есть уважающие себя компании, которые предпочитают качественные напитки. Но основной массе розничных сетей и оптовиков на качество плевать. Да простят меня известнейшие торговые сети.
— Два месяца назад в федеральных СМИ проходила информация о том, что Владимир Путин встретился с производителями медовухи из Великого Новгорода и пообещал, что до 1 июля будет решен вопрос о переводе этого напитка в разряд сельхозпродукции и снижении акцизов. Месяц уже заканчивается, воз и ныне там. Разговоров вокруг этой темы много, а конкретных результатов, к сожалению, мало. Я боюсь, что все эти меры приведут к тому, что честные производители просто уйдут с рынка.
О дефиците меда из-за погоды
— Я считаю это маркетинговым ходом пасечников. Закупкой меда мы занимаемся уже много лет, и каждый раз происходит одно и то же. Перед первыми качками меда начинают муссироваться слухи о том, что погода не такая. То пчелам слишком жарко, воды не хватает, то, напротив, холодно, дождь, и они роятся. Обычно от таких вестей ценник сразу вырастает на 30-40%. Время проходит, меда в итоге оказывается много, все возвращается на круги своя. В этом году пасечники решили подойти к маркетинговому вопросу с фантазией. Но давайте говорить по-честному: 40 миллионов лет существует пчела. Она пережила все: ураганы, глобальные землетрясения, взрывы вулканов, метеориты, динозавров, ледниковый период. А тут не смогла перезимовать? Я полагаю, что кто-то из пасечников в прошлом году остался недоволен сложившейся на рынке ценой из-за действий перекупщиков и решил в нынешнем сезоне подзаработать. Это состояние паники будет искусственно сохраняться до начала сентября. Мне эта ситуация напоминает ежегодную истерию с гречкой.
Комментарий 24medok.ru. Александр Гребенюк — cтранный человек, судит о пчеловодстве не имея при этом даже элементарных знаний о этом нелегком деле. О болезнях пчел и т.д.. Не секрет, что урожайность пасеки считается в среднем за 5 лет. Поэтому всегда есть урожайные годы и неурожайные. Вопрос в другом. Даже в неурожайный год цена на мёд не увеличивается, т.к. рынок переполнен медовым продуктом, который не зависит от урожаев пчеловодов, а именно он диктует цену на рынке.
О псевдо-медовухах
— Сейчас в нашем законодательстве медовуха трактуется как напиток с содержанием меда в сусле не менее 8%. Но каждый эту норму понимает по-своему. Например, на рынке Сибири есть дешевые пивные напитки, сваренные по ТУ, с медовым ароматизатором, эссенциями и заменителями. Я уже обращался в Росалкогольрегулирование с предложением принять индивидуальный ГОСТ на медовуху (или иные нормативные документы), чтобы утвердить единообразие рецептуры и оградить рынок от подобий и заменителей, вводящих в заблуждение потребителя. В России больше тысячи предприятий выпускают различные варианты медовухи, но только около 10 из них действительно варят настоящее медовое сусло.
Комментарий 24medok.ru. Мы производим медовуху с содержанием мёда не менее 23%. Медовуха с содержанием меда в сусле не менее 8% будет иметь крепость не более 3%, по вкусу напоминать обычный квас. Если же крепость такого напитка заявлена выше, то наверняка напиток крепленый спиртом. Поэтому спрашивайте о начальной концентрации сусла у производителя прежде чем покупать напиток.