На самом деле главная проблема сбыта – это наше непонимание того факта, что мы давно живём в рыночной экономике.
Звонят мне, говорят: «Купите у нас мёд!».
Говорю: «Какую цену предлагаете?»
— «Такую»
— «Это у вас розничная цена или оптовая?»
Отвечают: «Рыночная».
Давно понятно, что в скором времени мёд будет продаваться в основном через коммерческие структуры сбыта. А это предполагает две цены на товар, оптовую и розничную. Одна цена определяет другую. Обычно в условиях отрегулированного рынка оптовая цена определяет розничную. Однако сегодня на рынке мёда другая ситуация. Розничная цена определяет оптовую. Причины этого понятны заинтересованным лицам и являются большой темой для другой дискуссии.
Рыночная и Оптовая цена на мёд отличается минимум в 2 раза
Мне, как пчеловоду с приличным стажем хорошо известно, из чего складывается цена на мёд у производителя. Но, сейчас не об этом…. Скажу только, что, например, произвести тонну мёда на Алтае и в центральных районах Красноярского края ни одно и тоже. Себестоимость минимум в два раза отличается. А какое дело потребителю до этого? Его розничная цена интересует. Да, так и есть. Но есть одно «НО».
Дело в том, что мёд отличается не только по качеству, но и по потребительским свойствам. А в Красноярском крае много полифлорных медов именно с высокими потребительскими свойствами. Это, на сегодня, главный фактор, почему пчеловодство в крае должно выжить.
Потребительские свойства у разных сортов меда могут сильно отличаться
Сейчас ещё много пчеловодов пытается продавать мёд по-старинке, т.е. на рынках, ярмарках и т.д. Но огромное количество фальсификата на рынке, снизило продаваемость и качественного натурального мёда. Причём до такого уровня, что розничная торговля «в сезон» становится бессмысленным делом. Вот и снижают цену ниже возможной, в надежде продать хоть что-то. Однако сбыт от этого не возрастает.
А снижение розничной цены влечёт за собой снижение оптовой, поэтому наш мёд(пчеловодов Красноярского края) по той оптовой цене, которую мы предлагаем, никому не интересен(оптовым покупателям). Вот и везут с Алтая более «цивилизованный», в плане ценообразования, мёд.
Хочешь сдавать мед оптом дорого? — Не снижай цену на рынке!
Нам, пчеловодам, нужно понять. Производство и реализация – два различных поля деятельности. Не может один человек успеть то и это. Поэтому нужно строить отношения пчеловод-оптовик. Да, цена будет ниже розничной минимум вдвое (это сегодняшнее состояние рынка диктует, а не оптовик). А чтоб поднять оптовую цену, нужно не снижать розничную. И не потому, что мы такие плохие дядьки, а потому что это экономически обосновано и является фактором выживания пчеловодства в крае.
Автор: Старчевский А.Н., профессиональный пчеловод с 1992 года