Комитет Европейского парламента по окружающей среде, здравоохранению и безопасности продовольствия подготовил доклад «О продовольственном кризисе, фальсификации в продовольственной цепочке и контроле в этой области». В документе говорится следующее:
Проблема фальсификации продовольствия в ЕС привлекает все больше внимания в связи с разоблачением таких злоупотреблений, как сбыт конины под видом говядины, обычных куриных яиц и муки — как органических продуктов, соли для борьбы с гололедом — как «поваренной» соли и т.д.
Эти злоупотребления породили парадоксальное явление: продовольственные продукты в ЕС стали безопаснее, чем когда-либо в прошлом, но доверие к ним упало. Средний европеец имеет в 260 раз больше шансов умереть от гриппа, чем от пищевого отравления, но 1/3 потребителей в ЕС не верят тому, что сообщается на упаковке продуктов.
В законодательстве ЕС, в отличие от США, отсутствует регулирование о фальсификации продовольствия. Единственное, что есть на эту тему — это статья в Регулировании 178/2002, в которой говорится, что «маркировка, реклама, презентация и упаковка товара не должны вводить потребителя в заблуждение». Но в странах — членах ЕС выполнение этой статьи широко варьирует, и контроль в этой области чрезвычайно ограничен. В итоге фальсификация продовольствия остается не идентифицированной, особенно когда она не угрожает общественному здоровью.
Определить масштабы фальсификации в ЕС сегодня сложно, но эксперты сходятся во мнении, что фальсификация увеличивается.
Наиболее часто фальсифицируются следующие 10 продуктов:
- оливковое масло,
- рыба,
- органические продукты,
- молоко,
- крупы,
- мед и кленовый сироп,
- кофе и чай,
- специи,
- вино,
- некоторые виды фруктовых соков.
Фальсификация процветает там, где риск быть разоблаченным минимален, а потенциальные прибыли от фальсификации — максимальны.
Комплексный и многонациональный характер пищевой цепочки в ЕС, концентрация внимания на контроле безопасности продовольствия, а также национальный характер этого контроля снижают вероятность выявления фальсификации. Санкции в отношении фальсификаторов оказываются неэффективными, к тому же в разных странах они существенно отличаются.
Нынешний экономический кризис также способствует росту фальсификации. Режим экономии бюджетных средств распространяется и на контрольные органы. Производители под давлением рынка вынуждены удешевлять свою продукцию. Вызывает тревогу то, что в операциях с фальсификацией продуктов начинают принимать участие криминальные структуры.
Комитет предложил следующие меры по борьбе с фальсификацией продовольствия:
- дать четкое определение фальсификации, как на уровне стран — членов ЕС, так и на общеевропейском уровне;
- укрепить роль и ресурсы Комиссии по продовольствию и ветеринарии (EU FVO) в борьбе с фальсификацией;
- странам — членам ЕС теснее взаимодействовать с Европейской полицией (Europol) в расследовании дел, касающихся провоза фальсифицированного продовольствия через национальные границы;
- укрепить роль частных агентств в области контроля продовольствия;
- пересмотреть регулирование о промежуточной маркировке продукции торговцами;
- добавить к нынешнему, преимущественно административному и ветеринарному, подходу в борьбе с фальсификацией продуктов в ЕС политическую составляющую, как это уже делают отдельные страны ЕС;
- ужесточить санкции за фальсификацию продовольствия (ввести штрафы, которые будут превышать стоимость партии фальсифицированной продукции как минимум в два раза);
- лишать фальсификаторов лицензий при выявлении повторных злоупотреблений.
Уж, что говорить про Россию и про контроль медового рынка. Потребитель, и только он, способен очистить рынок от искусственного меда, но это требует, в первую очередь, рост интеллектуального уровня населения.