Подробное описание метода Корженевского
Выполняя пожелание читателей, редакция печатает выдержки из брошюры П. П. Корженевского «О том, как вести пчел в рамочных ульях», изданной в Киеве в 1896 году. Свой метод Корженевский разработал для местностей, в которых вслед за взятком с липы начинается взяток с гречихи раннего и позднего срока посева. Осуществляется этот метод легче всего в ульях-лежаках, имеющих «главный» леток в передней стенке и добавочный в задней стенке.
«Наблюдал я неоднократно, что при самых неблагоприятных условиях из 100 ульев пасеки 90—95 были почти совершенно пусты, а 5—10 были переполнены медом и запасы их были вполне обильны. Меня сильно заинтересовал этот странный факт, я старался объяснить себе причины его. Опыт показал, что во всех тех случаях где, несмотря на плохой год, к осени у семейства оказывался достаточный запас меда, оно подвергалось весною случайности: у него пропадала матка вследствие старости или болезни. Благодаря этому до вывода молодой матки, что наступает спустя 25— 28 дней, червление приостановлено. Рабочая сила улья все увеличивается, так как выводится черва, положенная старой маткой, и для ухода за молодым поколением требуется все менее и менее работниц, которые всецело заняты собиранием меда во второй половине весны во время самого большого взятка. Проходит достаточно времени, пока молодая выведшаяся матка начинает червить и благодаря этому семья к осени располагает достаточным запасом меда.
В совершенно другом положении находились все остальные семьи пасеки. Матки их постоянно червили много, корму расходовалось много, между тем взяток был незначителен и при том значительная часть работниц была занята уходом за червою, собирать мед было некому — и семья осталась на зиму без надлежащего запаса.
Обратив внимание на факт, что пчеловод в неблагоприятное лето обязан уцелением некоторых семейств случайности, я старался найти приемы, благодаря которым можно было бы поставить каждое из семейств в подобные исключительные условия, дающие возможность пчеловоду получать одинаковый доход от всех семей. После многих опытов мне удалось достигнуть намеченной цели путем отделения от материнских семей «резервов».
К отделению «резервов» приступают с 1 по 15 июня. (По новому стилю. Редакция). Улучив хороший день, когда большая часть летных пчел улетает в поле, я беру у каждого из ульев, имеющего не менее 6—7 сотов червы, матку с тем сотом червы, на котором она найдена. Сот этот перемещается в приготовленный заранее пустой улей, куда сметаются молодые пчелы еще из двух сотов материнского улья. В улей вставляются еще три рамки, две с пустыми сотами, одна с сотом, наполненным кормом. Итого в новом улье собирается 4 рамки, которые прикрывают вставными досками и утепляют соломенными матами; леток закрывается на один день. Резерв готов, но семейка эта требует присмотра и тщательного подкармливания, так как она весьма слаба. В течение первых 15 дней сухой сот два раза наполняется кормом, затем, когда лет увеличится, пчелам дается жидкая сыта. В новом помещении матка продолжает червить и вскоре наполняются червою все 4 сота, ввиду чего в улей вставляются новые рамки с пустыми сотами, и к 12—15 июля у резервов имеется по 6—7 сотов с червою.
Между тем в материнских ульях, от которых отделены резервы, на время приостановлено червление, а следовательно, приостановлен расход на выкормку червы. В улье остались все летные пчелы, три четверти молодых пчел, еще не вылетавших, и 5—6 сотов червы, всего около 40 тысяч особей, которые до тех пор, пока молодая матка не начнет класть яйца, то есть 25— 28 дней, складывают мед в запас.
Прекращая заблаговременно червление в материнском улье, мы избегаем неурядицы, причиняемой пасекам роевой горячкой, а равным образом уменьшаем выплод трутней. Молодые матки в первое лето не роятся, а потому не кладут трутневых яиц. Старые матки, отделенные с резервами, тоже чувствуют себя в положении отроившихся и тоже не имеют надобности класть трутневые яйца.
На 8 или 9 день после отделения резервов материнские ульи пересматриваются и все запечатанные маточники, за исключением одного, самого благонадежного, срываются. В середине июля пересматриваем все семейства и отмечаем, сколько имеется в каждом из них сотов с червой. Положим, в одном материнском улье оказалось их 8, в другом—7, в третьем — 6 и т. д. Тогда обращаемся к резервам и вынимаем из них для первого 2 сота с червой (без пчел), для второго — 3, для третьего — 4и, таким образом, во всех материнских ульях окажется по 10 сотов с червою. Соты становятся в середину гнезда, причем в тех случаях, где приходится добавлять 5—6 сотов червы, добавка производится в два приема через 4 дня.
Описанная выше добавка уравняет силу каждого из семейств на пасеке. К 3—5 августа созреет вся добавленная черва, что составит не менее 60 тысяч пчел в каждом улье. Полагая, что до конца августа, ко времени отхода в нашей местности поздней гречихи, окажутся благоприятными хотя бы 8—10 дней, пчелы в материнских ульях при такой массе рабочей силы обеспечат себя запасами меда и дадут доход хозяину.
У резервов, имеющих по 8 сотов из числа заложенных червою, оставляется им 3, остальные же отнимаются для усиления материнских семей. К вышеупомянутым трем сотам с червою добавляются из запасных сотов три пустые, которые осенью могут быть залиты медом.
Пятнадцатого августа матки у резервов запираются в клеточки, а в начале сентября, по окончании взятка, они уничтожаются. При этом рамки с медом берутся в доход, пчелы же резервов присоединяются к материнским ульям, наиболее слабым.
Изложенный выше метод ведения пасеки дает весьма хорошие экономические результаты, в чем меня убедил многолетний опыт, ввиду чего я и рекомендую его пчеловодам».
Источник: ж-л «Пчеловодство», 1962г, №5