Можно назвать немало книг, рассказывающих о пчелах и полезных свойствах производимых ими продуктов. В трудах Императорского вольного экономического общества (ИВЭО), созданного по указу императрицы Екатерины II и ставившего своей целью способствовать развитию экономики России, в 1880 г. была опубликована статья «Пчела в Библии». Ее автор Ф.Макаровский прослеживает употребление слов «пчела» и «мед» в Ветхом Завете.
Итак, в Ветхом Завете слово «пчела» впервые произнес Моисей в укор израильтянам, которые воспротивились «повелению Господню и по упорству своему взошли на гору. И выступил против вас Амморей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас (Пятая книга Моисеева. Второзаконие).
Второй раз слово «пчела» и впервые слово «мед» встречаются в рассказе о Самсоне. Герой голыми руками растерзал льва, а спустя несколько дней обнаружил «рой пчел в трупе львином и мед», который ел сам и угощал отца с матерью (Книга Судей Израилевых).
О трудолюбии пчелы и приносимой ею пользе говорит царь Соломон: «Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми» (Книга Притчей Соломоновых).
Отмечен и коллективный инстинкт пчел: «Даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской. И прилетят, и усядутся все они по долинам опустелым, и по расселинам скал и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам» (Книга Пророка Исайи).
Мед в Библии рассматривается и как полезная еда, и как целебное лекарство: «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен». Однако далее следует предупреждение: «Ешь, сколько тебе потребно», иначе не избежать пресыщения и рвоты (Книга Притчей Соломоновых). «Маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (Книга Пророка Исайи). Царь Саул повелел народу ничего не есть, пока не победит филистимлян. Царевич Ионафан нарушил его волю, обмакнул палку «в сот медовый и обратил рукою к устам своим, просветлели глаза его» (Первая книга Царств).
Нередко упоминается мед и в символическом смысле. Замечательный комплимент дан красавице: «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим» (Книга Песни Песней Соломона). А лицемер никогда не увидит «ручьев, рек, текущих медом и молоком!» (Книга Иова).
Таким образом, в ветхозаветные времена пчелы были широко распространены, но не одомашнены. Они перелетали на огромные расстояния, селились по долинам, расселинам скал, кустарникам и деревьям. Мед добывали примитивными способами.
На Руси с Библией люди познакомились после принятия в 988 г. христианства и распространения грамотности. А пчеловодным промыслом — бортничеством — здесь занимались, возможно, с I в. н.э. Со временем этот промысел стал охраняться законом.
В древнейшем законодательном памятнике нашего государства Русской правде (XI в.) за уничтожение или повреждение борти предусматривался штраф в 3 гривны — столько же, сколько за кражу коня. В позднейшей редакции Русской правды предусматривались более строгие наказания. За уничтожение борти виновник должен был заплатить 12 гривен. Если в разоренной борти не оставалось меда для пчел, то за него требовалось возместить ущерб в 10 кун; если мед оставался, то сумма снижалась до 5 кун (столько же следовало возместить за кражу свиньи).
В Псковской судной грамоте (XV в.) содержалась правовая норма относительно разрешения спора о земле и бортях между общинниками и лицом, купившим участок земли или леса с бортными деревьями. Правовые нормы по пчеловодству имелись и в Соборном уложении 1649 г., и в Положениях 19 февраля 1861 г. — реформы, отменившей крепостное право. Внимание к правовому регулированию отношений в пчеловодстве со стороны власти не было случайным: воск и мед приносили казне огромный доход. Причем за воск иностранцы расплачивались золотом, а за мед — серебром.
Бортники, конечно, не задумывались об изучении жизни пчел, но к крылатым труженицам относились как к священным существам. Считалось большим грехом убить пчелу, собирающую взяток.
Сельские жители в основном были людьми верующими и поклонялись своим святым покровителям. До сих пор покровителями пчеловодства считаются преподобные Зосим и Савватий Соловецкие. По преданию, эти святые принесли на Русскую землю пчелиную матку и за ними прилетел пчелиный рой (см. ж-л «Пчеловодство» №7, 2014). В народе был составлен особый молитвенник об изобилии и сохранении пчел. Известны молитвы об успехе в бортничестве, на благословение пчельника, на благословение роев и другие.
Наряду с молитвами существовало немало поверий и заговоров (см. ж-л «Пчеловодство» №4, 2011; №5, 2016). Заговоры совершали на сохранение своих пчел от чужих, выставку пчел, выход первого роя, удержание роя на пасеке.
Можно приводить немало примеров, что пчеловодство в России до сравнительно недавнего времени было построено на молитвах, поверьях и заговорах. Только в XIX в. стали уделять внимание распространению пчеловодных знаний, особенно среди крестьян. Огромная заслуга в этом принадлежит выдающемуся ученому-химику и пчеловоду А.М.Бутлерову, а также иным членам ИВЭО. Значительный вклад внесли и другие известные пчеловоды. Так, в 1828 г. П.И.Прокопович открыл первую в стране школу пчеловодства. Нельзя не упомянуть и Н.М.Витвицкого, создавшего научно обоснованную систему пчеловодства. В распространении «грамотного пчеловодства» большие надежды возлагались на специальные школы и книги, причем последние должны были быть не дорогими, а дешевыми. Известный пчеловод протоиерей Н.Г.Павлов-Сильванский говорил: «Книжка укажет пчеловодам, каким путем и пчела родится и новая повоза (воск. —Авт.) тянется». Такие книги предполагалось распространять в земствах и, конечно, в церквях. Считалось, что книгу, полученную из рук уважаемого пастыря, крестьянин будет беречь и руководствоваться ею на пасеке.
Бурные события XX в. не способствовали развитию отечественного пчеловодства, но это уже другая тема.
Выражаю искреннюю благодарность Г.А.Матвеевой, заведующей библиотекой Издательского Совета Русской Православной Церкви, и Л.Д.Гагут, доктору экономических наук, профессору за помощь в подборе материалов для настоящей статьи.
Автор: Н. Астафьев
Источник: ж-л «Пчеловодство» №1, 2017г.