За последние пять-шесть (1961-72 год) лет среди пчеловодов распространился прием оценки натуральности и качества меда с помощью химического карандаша. О нем нам пишут из Краснодарского и Ставропольского краев. Курской, Черниговской, Витебской и других областей, из Литовской ССР.
Принцип, лежащий в основе этого приема, следующий. На бумагу, на кожу нижней части большого пальца или на ложку наносят слой меда и проводят в нем полосы химическим карандашом. Иногда стержень карандаша просто опускают в мед. Если в меде остается окрашенный след, считают, что он поддельный, с примесями, фальсифицированный. Этим приемом берутся выявлять добавки сахара и даже сахарный мед, полученный при переработке в пчелиной семье сахарного сиропа. Некоторые корреспонденты утверждают также, что химическим карандашом можно определять повышенное содержание воды в меде. Однако другие пишут, что положительную пробу {появление окраски) дают также заведомо натуральные меда, чаще закристаллизовавшиеся и светлые, чем жидкие и темные. В письмах пчеловоды интересуются, насколько надежна подобная проба.
Так как проба основана на появлении окрашенного следа от копировального карандаша, результаты ее могут зависеть от факторов, определяющих взаимодействие между стержнем и поверхностью, на которой пишут. К таким факторам следует отнести шероховатость, проклейку, плотность, водопроникающую способность, степень увлажнения бумаги; шероховатость, жировые выделения и влажность кожи; силу нажима и кратность проведения штрихов карандашом; степень твердости пишущего стержня; наличие кристаллической фазы, вязкость и температуру меда, содержание в нем воды.
Мы поставили пробу с химическим карандашом на 14 натуральных медах и 23 фальсификатах. Характеристика этих образцов не вызывает сомнения, так как она доказана или точно известным происхождением, или детальным анализом.
В опыте было использовано 10 копировальных карандашей: «Родина» М64; «Страна Советов» ТМ59, ТМ64, TIYI65 ТМ67, ТМ69; «Северный» М55; «Астра» ТМ64, ТМ69; «Копиручет» Т58. Первые шесть карандашей имели пишущий стержень с синим красителем, остальные — с фиолетовым.
Взято три вида бумаги: фильтровальная лабораторная (шифр Б1), промокательная белая, 65±5м2, из школьной тетради (шифр Б2), писчая №1 из школьной тетради, линованная в одну горизонтальную линейку (шифр БЗ). Кроме того, штрихи карандашом проводили на внутренней стороне второй фаланги большого пальца левой руки.
Содержание воды в образце меда определяли рефрактометрически. Вся работа проводилась при 23±2°. Таким образом, влияние температуры на опыт практически было исключено.
Меда и фальсификаты исследовали в закристаллизованном состояния (до распускания) и после прогревания в жидком состоянии Мед подогревали в алюминиевых бидончиках емкостью 250 мл в 10-литровой водяной бане при 60 в течение трех-пяти часов. После прогревания образец оставляли в бане на 15 часов для охлаждения до комнатной температуры. Пробы с фальсификатами на основе крахмальной патоки, с натуральным медом с высоким содержанием воды и с фальсификатами на основе сахарозы были незакристаллизованными и поэтому не прогревались. Из 32 закристаллизованных образцов 7 полностью не распустились. Четкий положительный результат пробы в таблице обозначен « + ».
Результаты пробы с химическим карандашом на медах и фальсификатах
Характеристика образцов | Число образцов | На бумаге | На коже пальца | ||
Б1 | Б2 | Б3 | |||
Натуральные доброкачественные меда | 10 | + | + | + | + |
Натуральные меда с признаками закисания | 4 | + | + | + | + |
Сахарные меда | 10 | + | + | + | + |
Фальсификаты на основе сахарозы | 11 | + | + | + | + |
Фальсификаты на основе крахмальной патоки | 2 | + | + | + | + |
В таблице представлены результаты исследования образцов до распускания. Для 25 образцов после распускания результаты пробы были идентичными. Результаты пробы на бумаге и на коже пальца не различались.
Из таблицы мы видим, что положительную пробу дали не только все фальсификаты, но и все натуральные меда. Следовательно, при определении качества меда с помощью химического карандаша натуральные меда, жидкие и закристаллизованные, могут быть причислены к фальсификатам.
Полученные данные позволяют нам сделать следующий вывод. Поскольку шероховатость, проклейка, плотность и т. д. бумаги взятых видов и кожи различны, то результаты пробы не зависят от указанных свойств поверхности, по которой пишут карандашом. Результаты пробы также не зависят от степени твердости пишущего стержня (от М до Т), отклонений в его составе и качестве (разные марки карандашей 1955 -1969 годов выпуска), характера красителя. Сила нажима также не влияет на результаты пробы. Однако увеличение кратности проведения штрихов, то есть большее усердие, приводит к более четкому появлению окраски.
Распускание меда приводит к растворению кристаллов. При этом изменяется также распределение воды между кристаллической и жидкой частью образца, среднее содержание воды и возможность обмена влагой с бумагой. Поскольку результаты пробы на образцах до и после распускания одинаковы, то, следовательно, они не зависят от факторов, которые связаны с наличием кристаллизации (механическая роль кристаллов при трении, вязкость, распределение воды и т. д.).
Расчеты показали, что распускание привело к статистически достоверному изменению среднего содержания воды у натуральных доброкачественных и у сахарных медов. У первых среднее содержание воды возросло, у вторых понизилось. Образцы медов и фальсификатов до распускания имели от 14,6 до 28,8% воды. Однако все эти изменения и различия не повлияли на результаты пробы. Удалось лишь подметить, что при содержании воды до 18% копировальный карандаш оставляет цветной след обычно после десятикратного нанесения штриха.
Таким образом, проба с химическим карандашом не пригодна для оценки натуральности меда. При ее использовании до 100% натуральных медов попадают в разряд фальсификатов. Проба практически не пригодна также для выявления медов с повышенным содержанием воды (закисших или недозрелых).
Автор: В.Чудаков
Источник: ж-л «Пчеловодство» №10, 1972 год