Изучаем опыт пчеловода Романа Бугачёва, открывшего цех по производству напитков из мёда в Волоконовке. Сколько средств и времени требуется на то, чтоб запустить своё дело, а также о ошибках и результатах.
Идея и деньги
«Пчёл держали мои предки по материнской и отцовской линиям, я вырос на пасеке. Но сам серьёзно занялся пчёлами в 2010 году, создав пасеку на 500 семей. Получал мёд, пыльцу, зарабатывал на опылении полей. Медовуху варил в небольших количествах для семейного застолья, иногда выставлял её на ярмарках. Посетителям ярмарок напиток нравился, и после очередного «спасибо, вкусно» я задумался о производстве медовухи на профессиональном уровне. Собирался долго, в 2017 году подал заявку на грант, в 2018-м запустил цех по производству медовухи, кваса и лимонада.
По условиям гранта, в проекте должно быть 20 % своих средств. Посчитал, получилось, что оставшиеся 80 % – это 6,6 млн рублей. Столько и дали. Хотя сейчас общая сумма вложений приближается к 12 млн рублей, а для моего душевного равновесия надо добавить ещё 1,5 млн рублей, докупив некоторое оборудование. В процессе оказалось много неучтённых расходов. А всё не учтёшь, сколько ни считай, просто всегда нужно 20–30 % сверху накидывать от бизнес-плана, в этом я убедился на личном опыте.
Цех разместили в пустующей СТО. Здание выкупил за 2,5 млн рублей, ещё 1 млн ушёл на ремонт. Кстати, тут было много неучтённых расходов. Площадь цеха – 240 кв. м. Помещение отвечало требованиям завода – изготовителя оборудования по кубатуре и высоте потолков. Большой плюс – высокие ворота, в них свободно заехала фура с оборудованием. Иначе, чтобы поставить чаны, пришлось бы разбирать стены или крышу».
На оборудовании не экономить
«Я перелопатил весь интернет – полукустарное и китайское оборудование отмёл, почитав отзывы. Б/у не рассматривал изначально, поскольку предпочитаю сразу сделать хорошо и не переделывать. Нашёл завод в Челябинске и остановился на линии за 6,6 млн рублей. Но по условиям гранта деньги завод получал только после того, как оборудование будет стоять в цеху. Далеко не каждый поставщик готов на такое. С Челябинском мы вели переговоры три месяца, я был близок к отчаянию. Подключалась администрация района, сельхозуправление – без их помощи я бы, наверно, не вытянул. Спасибо им и заводу, что поверили в меня. 29 декабря 2017 года я успел проплатить заводу деньги и выдохнул.
Всю линию заказал у одного поставщика. Это универсальное оборудование для кваса, медовухи, пива, даже вина и шампанского. Принцип производства у напитков похож. Линию по разливу лимонада взял полуавтоматическую за 1,5 млн рублей. Она разливает лимонад в бутылки. Повезло, что их делают по соседству с нашим цехом.
Доставка линии из Челябинска на двух фурах обошлась в 200 тыс. рублей. Услуги монтажа от завода стоили бы ещё миллион. Мне посоветовали искать мастеров у себя. Я так и сделал – монтаж и подключение обошлись в 250 тыс. рублей и заняли полтора месяца.
После приехал инженер из Челябинска, всё проверил, и мы вместе провели первую варку кваса и медовухи. Итого от заказа линии до первой варки прошло девять месяцев, как рождение ребёнка».
Без сахара
«Моя принципиальная позиция – никакого сахара и консервантов, а только натуральные ингредиенты. Для медовухи взял рецепт моей бабушки: мёд, вода и дрожжи. Но одно дело сварить дома для себя и совсем другое – запустить производство.
Бабушкин рецепт я отвёз в Краснодарский институт виноградарства и виноделия, там на его основе разработали рецепт для промышленного производства. Там же я заказал разработку рецептов для кваса и лимонада. Это платная услуга, по времени она заняла два месяца.
Себестоимость натуральных напитков на меду процентов на 70% выше тех, что делают на сахаре. Выгоднее использовать свой мёд, себестоимость которого – условные 15 рублей. У нас сейчас своя пасека на 100 семей, но этого недостаточно, поэтому по мере необходимости закупаю мёд у пчеловодов. Покупатели предпочитают сортовой мёд с выраженным вкусом: липа, акация, донник, а для напитков самый подходящий – подсолнечниковый, с нейтральным вкусом. Его оптовая цена – 75–80 рублей за килограмм, дороже покупать сырьё я не могу. Себестоимость медовухи выходит 70–75 рублей за литр».
Затраты и доходы
«По проекту цех рассчитан на 120 тонн напитков в год, но на эти мощности мы пока не вышли. Чтобы не хранить продукцию на складе, делаем партиями: сварили – реализовали – варим новую. В среднем в месяц расходится 2 тонны медовухи. Продаём в небольших магазинчиках по району, одну партию забирали на пробу в московские рестораны, ещё одну – в Шебекино. Есть заявка из Тамбова, сможем туда привезти, когда получим штрихкод.
Квас и лимонад начнём делать в мае, к сезону.
Пока цех – это пылесос, вытягивающий деньги. Я вкладываю сюда всё, что приходит от продажи медовухи и дополнительно. Основные траты на зарплату пяти сотрудникам и электричество – на него зимой уходило по 20 тыс. в месяц. Кроме холодильника и котлов, нужно поддерживать в помещении определённую температуру, пока идёт варка. В целом на содержание уходит в пределах 100 тыс. рублей в месяц. Это, я считаю, немного.
За сколько лет окупятся вложения – зависит от реализации. Если мы выйдем на запланированную мощность, сможем выйти в плюс за два года».
Налоги и оформление документов
«Я зарегистрирован как ИП, глава КФХ, поскольку мы занимаемся переработкой сельхозпродукции, платим сельхозналог и акциз – 21 рубль с литра – на медовуху.
Все продукты проходят сертификацию, процесс занимает около месяца, по деньгам – около 50 тыс. на каждый. Получение штрихкода – новые затраты, тоже, кстати, из неучтённых. Будет ещё много неучтённых, но я к этому готов. Главное – мы начали производить свой продукт».
Самые яркие эмоции были не от первых денег, а после первой варки, когда я держал в руках бокал кваса, который сам сварил. Я угощал друзей, знакомых и спрашивал: «Ну как?» И до сих пор, когда человек отвечает: «Нравится!» – эмоции становятся ярче.
Стоит ли грант кучи отчётов?
«Стоит. Да, были сложности с юридической частью, но мы выдержали. Если человек реально хочет организовать бизнес и получить безвозмездные деньги, нужно пользоваться этой возможностью. Ну а потраченные нервы считайте расплатой за них. И главное – не нужно думать, что прибыль пойдёт через год, это может быть и два-три года, и это нормально.
Перспективы зависят от продаж: чем выше будет потребность, тем больше мы сможем производить. Если говорить про медовуху, то я вижу, что появляется культура пития. Вспомните, в 1980-е годы сколько возле магазинов валялось пьяных. Сейчас такого не видно, и это радует».
Ирина Дудка, belpressa.ru
Очень понравилось. Удачи!
Вам нужно писать лично Роману Бугачеву. На этом сайте размещена просто статья про его медоварню.
Меня зовут Владислав. Хочу тоже заняться производством медовухи, в Адыгее. Можно ли к Вам обращаться за консультацией? На каком заводе брали оборудование и как оно работает.Почему спрашиваю,тоже хочу через грант приобрести.