Чемпион Красноярского края
Александр Александрович Якищик увлечен пчеловодством с детства. Вначале работал вместе с отцом. В 1954 г. после его смерти стал работать на пасеке самостоятельно в колхозе «Красное знамя» Тюхтетского района. Несколько лет он содержал пчел в ульях на рамку размером 435х300 мм.
В 1963 г. по просьбе пчеловода правление колхоза выделило для пасеки несколько кубометров пиломатериала, и в свободное время он стал делать многокорпусные ульи. Впоследствии правление, кроме того, приобрело 38 ульев, и к весне 1966 г. все 100 семей пчел уже содержались в многокорпусных ульях.
Однако А. А. Якищик встретился и с непредвиденными трудностями. Правление категорически возражало против увеличения прежней нормы кормообеспеченности пчел, а она для многокорпусных семей была явно недостаточной. Но вскоре и этот вопрос был улажен.
В зимовку 1966/67 г. тов. Якищик на каждую семью оставил по 30 кг корма, а в последующие годы стал оставлять по 35, из них 22 в гнездах и 13 кг в кладовой для кормления пчел весной.
Чтобы предупредить гибель пчелиных семей и заболевание поносом от питания недоброкачественным медом (в таежной зоне пчелы почти ежегодно собирают падь), пчеловод Якищик в августе скармливает каждой семье до 10 кг сахара. Самые сильные семьи остаются на зиму в двух корпусах, остальные — в одном. Но так поступает он не потому, что зимовку в одном корпусе считает лучшей, а из-за небольшого размера зимовника. Вообще же пчеловод — сторонник зимовки на более просторных гнездах.
Пчел из зимовника выносит рано, еще когда лежит снег, и всегда на ночь. А после того, как они облетятся, всем однокорпусным семьям дает вторые корпуса со светло-коричневыми сотами и 12—15 кг меда. Корпус этот ставит не на гнездо, а под него и обязательно на чистое дно. Гнезда хорошо утепляет бумагой и подушками. С потеплением и в безвзяточную пору всем семьям пасеки дает побудительную подкормку.
Примерно через месяц после выставки, когда пчелы начнут осваивать нижний корпус, верхний оказывается полностью занят расплодом. Александр Александрович опускает его поэтому на дно, а нижний помещает на него. Через 10—18 дней, в зависимости от роста семей и состояния погоды корпуса меняет местами вторично.
Третьи и четвертые корпуса ставит во второй половине июня, заполняя их светлыми сотами вперемежку с искусственной вощиной.
Особо сильным семьям третьи корпуса ставит в разрез между первым и вторым корпусами.
Бывают сезоны, когда и в многокорпусных ульях семьи роятся (годы с жарким июнем и со слабым взятком). В таких случаях А. А. Якищик не занимается удалением маточников. Этот способ борьбы с роением он считает трудоемким и бесполезным. Рои он помещает на место материнских семей, в их отставляет на 0,5 м назад, по-вернув летком в противоположную сторону. На эту работу он затрачивает очень мало времени. Рой нормально работает, отстраивает гнездо, а семье, отпустившей его, тем более после слёта оставшихся полевых пчел, уже не до роения. В таком виде материнская семья и рой остаются до главного взятка. С началом же медосбора роевую семью пчеловод возвращает на свое прежнее место, а рой относит подальше в сторону. Чтобы слетающие из роя пчелы и свои собственные быстрее вошли в улей, он его перемещает не сразу, а постепенно, одновременно разворачивая летком в направлении летка роя. После окончания слёта пчел из роя получается очень сильная семья. В 1969 г. каждая такая семья собрала меда до 200 кг. Средний медосбор по пасеке составил 150 кг на улей.
Мед в совершенно зрелом состоянии Александр Александрович откачивает не более двух раз за сезон, так как имеет запас сотов более 40 рамок на семью.
Многокорпусные ульи позволяют тов. Якищику увеличить норму обслуживания. Ставится вопрос о расширении зимовника до 150 семей, которые пчеловод будет обслуживать с сезонным помощником.
Автор: И. Ермолович, ст. зоотехник краевой конторы пчеловодства
Источник: ж-л «Пчеловодство» №9, 1970г